Последние новости

Реклама

Андрей Дементьев: «Сыграть Волошина — большая удача»

Наше знакомство с известным российским кинокритиком состоялась задолго до съёмок фильма Марины Мигуновой «Зеркала», в основе которого факты из жизни Марины Цветаевой. Тогда мы и предположить не могли, что Андрею выпадет роль Максимилиана Александровича. Впрочем, кто, если не он: есть определённое внешнее сходство, по горам, по долам ходит жарким летом в просторном хитоне, сшитом женой-художницей Натальей Туркиёй из множества разноцветных лоскутов. А главное — переселившись несколько лет назад навсегда из Москвы в Коктебель, создал по образу и подобию Дома Волошина приют для художников, поэтов, музыкантов. А ещё творческие супруги открыли перед домом крафт-лавку, в которой продаются созданные руками Натальи картины и украшения. Изысканными разноцветными колье, кольцами, серьгами и браслетами Наташи украшаются артистки Большого театра, Центра оперного пения Галины Вишневской, не только отечественные, но и зарубежные поэтессы, художницы, учёные дамы, в каждый свой приезд на научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь» непременно забегающие сюда за яркой новинкой. А её живописные работы украшают галереи мира и частные коллекции.

- Андрей, место, на котором стоит дом, историческое — знаменитая на весь Советский Союз «киселёвка». Это ведь не случайность?- Конечно, нет. Мы ведь с Наташей встретились именно здесь в 1973-м году, когда я первый раз пятнадцатилетним приехал с приятелем из Ленинграда в Коктебель. Можно считать, что дом — памятник нашей встрече. И, конечно, Юре Киселёву, с которым мы много лет дружили. Но тогда, конечно, мы и представить себе не могли, что построим здесь свой дом на месте дома московского художника Юры Киселёва, в котором летом собиралась разношёрстная компания — от хиппи до академиков, и всем здесь было хорошо. Часто приезжал Юлий Ким, уже тогда знаменитейший бард и запрещённый автор: в титрах фильмов с его песнями он значился под псевдонимом Ю. Михайлов. — Расскажите о хозяине дома.- Юра был инвалидом, ему в Столице России трамваем отрезало обе ноги, когда спешил на комсомольское собрание. Он был одним из активистов движения защиты прав инвалидов, за что прослыл диссидентом — в те годы участие в любом движении пресекалось и преследовалось. В середине 80-х эта обитель творческих людей сгорела дотла при так и не выясненных обстоятельствах. Слава Богу, никто не пострадал: был редкий вечер, когда в доме никого не было. Юрий после этого уехал к маме в Москву и там умер. — С советских времён вы — один из ведущих кинокритиков. Где получили образование? — Диплом получил на киноведческом факультете ВГИКа, а вообще всю жизнь образовываюсь. После окончания института направили редактором на киностудию имени Довженко в Киев. Ехал и думал, что это чудовищная ссылка, придётся украинский язык учить — иначе как же общаться? Оказалось, что только один человек на студии знал украинский, и все на него пальцем показывали. Провёл я там три прекраснейших года. Компания там была просто замечательная! Лёша Осыка, который вместе с Сергеем Параджановым, Юрием Ильенко  стал родоначальником украинского поэтического кино. Роман Балаян при мне делал «Полёты во сне и наяву». Да многие ещё, ставшие на долгие годы друзьями. — Чем занимались после возвращения в Москву?- В основном был свободным художником. Одно время работал литературным секретарём у драматурга, поэта-песенника Юрия Энтина, написавшего сценарии для многих мультфильмов, между которых «Бременские музыканты», «Голубой щенок», «Волк и семеро козлят на новый лад», для кино- и телефильмов. Потом меня пригласили в «Советский экран» заведующим отделом зарубежного кино. Делал на ОРТ передачу «Кинематограф» после «Кинопанорамы» Виктора Мережко, возглавлял на РЕН-ТВ службу кинопоказа. Именно тогда, в 2001-м, и стали с Натальей строить свою коктебельскую обитель. Закончили в 2005-м. И в 2008 переехали в Коктебель навсегда. Если бы не было деловой необходимости, я и не выезжал бы отсюда: считаю каждый день, проведённый вне Коктебеля, потерянным.- А деловая — какая?- Я по-прежнему связан с кино, с производством телесериалов.- В каких сериалах засветились?- Не хочу их называть, потому что это просто работа, которой я не горжусь и даже часто снимаю свою фамилию с титров. — А чем гордитесь?- Ролью Волошина, при всем моём неоднозначном отношении к этому фильму. А вообще у меня много фильмов. Один из них вышел в конце 80-х годов и назвался «Зелёный огонь козы». Я тогда работал в «Советском экране». И был у меня дружок Аркаша Высоцкий, старший сын Владимира Семёновича, который написал сценарий про свою семью, про папу, который из семьи ушёл, про страдающую от этого маму и детей. Конечно, не называлось конкретно, чья это семья, но имелось в виду и явно прочитывалось. Играл папу актёр Виктор Авилов, маму — блистательная Маргарита Терехова. В картине дебютировал Владимир Машков. Режиссёр Толя Матешко, с которым мы подружились на студии Довженко, пригласил меня на эпизодическую роль пациента сумасшедшего дома. Одного из персонажей играет знаменитый авангардистский режиссёр, нынче художественный руководитель московского театра имени Станиславского Борис Юхананов. Мне очень приятно вспоминать, смотреть данный фильм. Снялся в картине Сергея Маслобойщикова «Певица Жозефина и мышиный народ» по мотивам рассказов Франца Кафки и романа «Америка» и в его же фильме «Шум ветра». — О вашей кинотеке ходят легенды. Сколько же в этой сокровищнице фильмов? — Последний раз считал в 2009 году, и было 15 тысяч. Каждый день фильмов по пять, десять прибавляется, но я уже не пересчитываю.- Как отбираете — по принципу «нравится»? — Не обязательно это одни шедевры, есть и плохие фильмы, потому что мне важна полная картина мирового кинематографа. От самого начала и до сегодняшнего дня. Мне важно, чтобы была репрезентативная картинка. И она есть. — Как к вам попасть на сеанс?- Сеансов как таковых сейчас нет. Были по четвергам для сотрудников Карадагской биостанции. А потом мы ещё и обсуждали, что для меня особенно ценно и важно. Но сейчас пока не до этого — разрабатываю поломанную руку. Обязательно встречи восстановим. А пока себе любимому каждый день показываю что-нибудь. Если кто-то в данный момент свободен из обитателей дома или забредших на огонёк, присоединяются. — Сын пошёл по вашим или Наташиным стопам?- У Миши свой путь, он стал актёром. В середине 80-х это был ребёнок-звезда: всё время снимался. Начиная с картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура». В сказке «Рок-н-ролл для принцесс» ухитрился сыграть даже две роли. Тринадцатилетним снялся в картине Алексея Германа-старшего «Хрусталёв, машину!» в роли сына генерала. В фильме «Женщина для всех» у него и у Николая Караченцова главные роли. Недавно снялся в фильме Алексея Учителя «Матильда Кшесинская» об истории любви знаменитой балерины и Николая II. Михаил и в театре играет. Занят в спектаклях «Двенадцатая ночь» и «Три сестры», какие поставил с московскими актёрами знаменитый британский театральный режиссёр Деклан Доннеллан, основатель лондонского театра «Cheek by Jowl». Коктебель полон неожиданностей для тех, кто приезжает сюда впервые. А завсегдатаи каждый летний вечер в каком-нибудь уютном дворике находят здесь накрытый нехитрыми яствами стол, за которым можно побеседовать, попеть, расслабиться и отдохнуть душой. Одно из мест приятных встреч — крафт-лавка Андрея Дементьева и Натальи Туркии, перед которой с шести до девяти вечера накрыт стол для чаепития друзей. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля