Последние новости

Реклама

Вероятно, на исходе года уже можно будет говорить о позитивных изменениях в экономике Севастополя, о реальных подвижках, какие позволят констатировать первые признаки промышленного возрождения города. А пока разговор с руководителем Севастопольской организации работодателей Российского союза промышленников и предпринимателей Вячеславом Горбатовым стал разговором о проблемах в экономике, сообщает издание «Севастопольская газета».

С самого начала мы условились о том, что обязательно вернемся к этой теме в конце года, ведь именно до 1 января 2015-го определен переходный промежуток времени. В освещении событий такого рода также должна быть система.

— Вячеслав Иванович, а как обстоят в Севастополе дела в сфере промышленности и предпринимательства на сегодняшний день?

— В первую очередь хочу сказать о том, что пока, наблюдая за происходящим в городе, я не вижу системности в управлении. И это касается не только последних нескольких месяцев. За минувшие пятнадцать лет мы потеряли 40 тыс. рабочих мест. И речь идёт о высококвалифицированных работниках, которых мы отправили торговать в супермаркеты, на рынки. Да, они нашли рабочие места, тем не менее все это оставило в душах этих людей рубец невостребованности. На сегодняшний день для нашей организации вопрос стоит следующим образом: мы должны научиться зарабатывать деньги, дабы не просить их у государства.

Теперь уже никто не будет разбираться с тем, как мы потеряли данные рабочие места, тем не менее важно не допустить их потери сегодня, в том числе в переходной промежуток времени.

— Что-то для этого делается?

— Разумеется, для этого у нас разработана региональная программа сотрудничества городской государственной администрации, союза работодателей и профсоюзов. Программа была утверждена ещё прежним главой города, тем не менее отрадно, что именно в нынешнем Правительстве Севастополя введена вице-губернаторская должность, предусматривающая контроль за работой предприятий промышленности и поселкового хозяйства.

Наша организация стремится к всемерному сотрудничеству в этой области, и мы чётко обозначаем свое желание помогать в управлении этим процессом. В этом смысле я уже озвучивал свои предложения.

— С какими нюансами пришлось уже столкнуться в переходном периоде?

— Первая и самая главная проблема для севастопольской промышленности и предпринимательства оказалась связана с провозглашением Украиной территории Крыма и Севастополя так называемой оккупационной зоной. Сложилась ситуация, при которой собственники ведущих предприятий города лишились возможности влиять на ситуацию, как они сразу обретают статус сотрудничества с оккупантами.

Я имею в виду такие предприятия, как ЗАО СК «Авлита», ОАО «Балаклавское рудоуправление имени А.М Горького», ПАО «Севастопольский морской завод», ООО «Инкерманский завод марочных вин», ООО «Агрофирма «Золотая балка».

— Возможно, проще было бы все данные предприятия национализировать?

— Есть те, кто именно так и считает, и это, на мой взгляд, идёт от непонимания глубины проблемы. Давайте разберемся, почему подобная ситуация сложилась, например, в Балаклавском рудоуправлении.

До недавнего времени Крымская дирекция железных дорог, входившая в состав Приднепровской железной дороги, обеспечивала Балаклавское управление своими вагонами и перевозками грузов на металлургические комбинаты по производству стали «Криворожсталь» и «Запорожсталь». Национализация Крымской дирекции моментально закрыла доступ к вагонам, принадлежащим Приднепровской дороге, в результате чего рудоуправление фактически теряет 50 процентов реализации своей продукции.

Пойдем дальше: как известно, в свое время активы Вадима Новинского, как собственника Балаклавского рудоуправления, были объединены в одном холдинге с активами Рината Ахметова, куда входят ещё Комсомольское и Новотроицкое рудоуправления, а также Докучаевский флюсо-доломитный комбинат. Естественно предположить, что в случае национализации Балаклавского рудоуправления предприятие потеряет возможность сбыта продукции на Криворожстали и Запорожстали. Сегодня строители Крыма и Севастополя используют примерно пятую часть вырабатываемой Балаклавским рудоуправлением продукции, и это исключительно мелкофракционный щебень. Щебень более крупных фракций оказывается просто невостребованным. Между тем коллектив Балаклавского рудоуправления составляет порядка 800 работников, триста из которых теперь подлежат сокращению.

— Кроме того, деятельность ряда городских предприятий отягощена долгом по заработной плате, не так ли?

— По состоянию на 1 января 2014 года такой долг был равен 5 миллионам гривен. Между должников значились ГП «КБ радиосвязи» и ЗАО «Севстройпроект». На 1 мая 2014 года зарплатный долг увеличился до 43 миллионов рублей. И это при том условии, что нам не известен размер скрытых невыплат, когда работников отправляют в неоплачиваемые отпуска.

Для меня совершенно очевидно, что сегодня с каждым предприятием необходимо работать каждый день. Допустим, «Авлита»... Согласно специализации эта стивидорная компания занимается экспортом украинского зерна и металла за границу и, естественно, что сегодня, когда данные границы закрылись, её деятельность остановилась. Что теперь? Правительству Севастополя необходимо садиться за стол переговоров с собственниками таких предприятий и решать их дальнейшую судьбу применительно к экономике города.

Ведь аналогичная ситуация сложилась и с ПАО «Севморзавод». Национализация этого предприятия, на мой взгляд, должна рассматриваться как последний этап, в случае отсутствия нормальной дипломатической сговорчивости. Разумеется, собственник может и не хотеть расставаться с производством. Тогда, возможно, стоит начать переговоры об аренде, скажем, на время переходного периода под управление городом. До нормализации межгосударственных отношений.

Самое главное сейчас понять, чего именно мы желаем, понимая, что каждому производству необходим рынок сбыта. А иначе мы рискуем просто потерять данные производства.

— Вы почему-то не упомянули рыбный порт в Камышовой. Там, насколько я знаю, также сложная ситуация?

— Порт в последние годы выполнял функцию перевалочной базы. Тем Не Менее сегодня кораблей нет. В тяжелом положении оказался и ОАО «Югрыбтрансфлот», как согласно примененным Евросоюзом санкциям запрещают заход кораблей в порты Севастополя. Они остались без работы.

Правда, до меня доходит информации о том, что из Турции, ОАЭ и Болгарии планируется завозить продукты и овощи. Тем Не Менее как это будет, когда и, главное, смогут ли данные перевозки загрузить портовые мощности, не знаю.

Еще один вопрос, а что будет с традиционной некогда для города рыбной отраслью? Напомню, развал СПОРП «Атлантика» в свое время обошелся нам утратой 11 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест и ежегодным выловом более 350 тыс. тонн рыбы.

На мой взгляд, возрождение рыбной отрасли в Севастополе должно красной строкой быть отмечено в государственной программе стратегического развития Севастополя. Именно эта отрасль может дать нашей молодежи новые рабочие места.

— И что теперь?

— Думаю, если на начало 2015 года ничего не изменится, у севастопольцев будет моральное право спросить у руководства города, что же конкретно сделано, помимо слов. По всем предприятиям, какие сейчас оказались в ситуации, о которой мы ведем речь. Я искренне не желал бы, чтобы их постигла судьба заводов «Парус», «Муссон», «Маяк».

Совсем недавно город посетила московская делегация, предложившая крепкое сотрудничество крупного бизнеса с мелким и средним. А я сразу задаю вопрос: «А где у нас крупный бизнес? С кем будут сотрудничать мелкие и средние предприятия?» Ответа я пока не нахожу, как нет никаких программ, нет системности, о которой я говорил выше.

Элементарный пример: закрыли стройки, создали комиссии. А кто подумал о сотнях людей, какие остались без заработка, об их семьях?

Мое мнение: надо обнародовать требования получения разрешения на возведение. Скажу прямо, в настоящее время возведение — единственная отрасль, которая может наполнять бюджет. Я понимаю, что нарушений много, созданы целые коррупционные схемы. Тем Не Менее в городе уже создан антикоррупционный комитет, он уже должен вовсю работать и на конкретных делах выправлять положение в строительстве и не только там.

Я бы посоветовал освободить на некоторое время предприятия от всяческих проверок теми структурами, какие могли по своему усмотрению (часто необоснованному) открывать или закрывать предприятия. В случае, если предприятие ведет правильную экономическую политику и платит налоги. Вот вам верный путь избавления от коррупции и вымогательства.

— А как обстоят дела в сельскохозяйственной отрасли?

— За последнее время мы потеряли из восьми четыре хозяйства. В совхозе имени Полины Осипенко работали 800 человек, а сегодня — 280, а, например, в «Золотой балке» и совхозе «Качинский» списочный состав не изменился. В случае последних чувствуется заинтересованность инвестора. Лично я не понимаю, почему мы не заинтересованы в создании хозяйств по выращиванию овощей и фруктов для тех же наших пенсионеров, какие не в состоянии покупать привозные овощи? Мы ведь вполне можем сами их выращивать, если иметь в виду, что в совхозе «Севастопольский» у нас имеются поливные земли.

Почему бы не подумать о создании сети плодоовощторга, которая бы заключала контракты с хозяйствами на закупку сельхозпродукции и занималась бы её реализацией населению. А почему бы не вспомнить о том, что в Севастополе когда-то существовал и прекрасно работал соковый завод, Причем на продукции, выращенной в местных агрохозяйствах. Чем не продукция для внутреннего и российского рынков? У нас множество предложений и мы готовы не только их обсуждать, тем не менее и помогать воплощать.

— Давайте подведем некоторый итог нашему разговору. Так есть ли надежда на экономическое возрождение?

— Безусловно, люди поверят в это тогда, когда экономическая ситуация в городе будет прозрачна, когда Правительство города чётко разложит, сколько в Севастополе рабочих мест в промышленности, в сельском хозяйстве и т.д. А самое главное, мы должны использовать возможности, какие открылись перед нами в связи со вступлением в Россию.

Я вижу, как бьются некоторые директора предприятий, пытаясь прорваться на российский рынок, и сколь это оказалось трудно. Им нужна реальная поддержка!

— Как, по-вашему, завершится ли переходный промежуток времени к январю 2015 года?

— Думаю, что нет, ведь за срок, который остался, пройти по всем этапам становления просто невозможно. И если даже на высшем уровне будет решено, что переходный промежуток времени завершен, на среднем и нижнем уровнях процесс будет продолжаться ещё достаточно долго. В целом я обрисовал ситуацию, читатель пусть делает выводы.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля