Последние новости

Реклама

Интеграция Крыма в Россию. Риски и перспективы

Минул месяц с того момента, как Крым стал частью России. С этого времени Республика стала центром геополитических процессов, изменивших мировой порядок. Вслед за эйфорией от обретения Родины неизбежно придёт понимание реальности. И поэтому крайне важно, чтобы эта реальность, не обманула ожиданий крымчан.

Решение всех крымских проблем сейчас зависит только от скорейшей интеграции Крыма в политическое, экономическое и законодательное поле России. Об этом шла речь на заседании за «круглым столом» на тему «Политическая реальность Крыма: будущее, тенденции, риски, возможности», проведённом по инициативе ассоциации политологов Крыма «Крымский экспертный клуб».

К числу основных рисков, стоящих на пути процветания Республики Крым в составе России, экспертное сообщество относит прежде всего ряд факторов, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Данные факторы связаны с тем, что российское и украинское сообщества со времён раздела СССР развивались по разным схемам социального устройства государства.

Россия во многом использовала в качестве базовых программ именно советские стандарты, естественно, с учетом современных реалий. Украина, в составе которой до недавнего времени находился Крым, пытается использовать опыт западных демократий.

Конституция Республики Крым как основа политической реальности полуострова. Взаимоотношения ветвей власти.

Учитывая серьёзные различия в реальных условиях во всех вопросах политико-правовой сферы России и Украины, переход на российские стандарты требуется осуществлять быстро и чётко. Для этого базовым документом при создании Конституции Крыма была выбрана Конституция Чеченской Республики как самая последняя наработка экспертов конституционного права России.

Согласно основному документу Республики Крым в системе власти появляются новые фигуры, имеющие влияние на работу исполнительной власти. Это — глава республики и председатель правительства.

Появление в системе властной вертикали двух активных фигур даёт пространство для манёвра местным элитам и способно увеличить степень влияния наиболее дееспособных политических игроков.

Впрочем, возможна ситуация, когда должности главы региона и главы правительства будут совмещаться одним человеком.

Кроме того, на полуострове появилась ещё одна орбита влияния — полномочный представитель президента России.

Таким образом, Крым, переходя на российские стандарты, обретает четыре уровня власти — региональная власть, правительство, местная власть и федеральная власть. В этой системе предполагается доминирование губернаторов и жёсткий контроль за соблюдением законов со стороны федеральных властей.

В число таких структур входят прежде всего такие, как Федеральная служба безопасности, прокуратура, структуры МВД и МЧС. Все они имеют финансирование из центра и при тесном взаимодействии с местной властью не зависят от неё напрямую, что исключает коррупционные риски.

Гражданское общество Крыма в новой государственно-правовой реальности.

Активность партийных структур в любом государстве всегда связана с избирательной кампанией. В межсезонье, когда страну не будоражит предвыборный синдром, деятельность партийных структур менее заметна и отходит на второй план. Но по российским политическим традициям эстафету активной политической деятельности у партийных организаций перенимают общественные движения. Основной силой на этом поле является Общероссийский народный фронт, который в промежуток времени между выборными циклами занимает нишу активного политического образования и продвигает необходимые обществу процессы — такие, как, например, борьба с коррупцией, патриотическая работа... Подобная общественно-политическая структура уже создана в Крыму, и ей предстоит большая работа.

Парламент Крыма: законы и законодатели.

Крымский парламент ждёт серьёзное переформатирование, так как избирался он по законам Украины, уже не действующим на территории полуострова.

Теперь вместо ста будет семьдесят пять депутатов. Между них, согласно российским законам, не будет совместителей из числа городских и сельских голов, членов правительства и прочих работников исполнительной власти. Кроме того, согласно российским политическим традициям в составе Государственного Совета не будут приветствоваться представители крупного бизнеса. Исходя из этих критериев, почти девяносто процентов депутатов парламента Крыма не соответствуют требованиям, какие представляет законодательство РФ.

В этой связи возникает закономерный вопрос: насколько крымский политикум обладает потенциалом и ответственностью, чтобы обеспечить работу парламента республики людьми, способными создавать качественные законы?
Для этого кроме понимания нужд и чаяний людей требуется как минимум доскональное знание законодательной базы Российской Федерации. С учётом того, что Крым находится в правовом поле России всего месяц, вопрос законотворчества крымских политиков естественным образом входит в зону риска.

Результаты переформатирования законодательного органа Крыма покажут выборы, назначенные на 14 сентября 2014 года.

Партии и организации.

Сентябрьские выборы в Крыму, понятно, будут проходить без участия украинских партий. Но кроме новых названий участникам избирательного процесса и партийного строительства предстоит освоить и новые для нас правила игры в партийной среде. Таким образом, по российским законам для функционирования местных отделений партий требуется не менее пяти членов. Столь скромное представительство позволяет где угодно открыть свои офисы всем семидесяти четырём партиям, какие зарегистрированы в РФ.

Национальный вопрос.

Одна из основных проблем, которую крымской власти требуется постоянно держать на контроле, это вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. Интересно, что Россия, сохранившая советские принципы административного деления территорий, по умолчанию считает все республики национальными. Крым таковой не является, так как создавался как территориальная автономия в составе унитарного государства.

В этой плоскости крымской власти предстоит системная работа по решению массы проблем в вопросах сохранения культурно-исторических традиций народов Крыма с учётом этнических и конфессиональных особенностей полуострова.

В числе наиболее актуальных — вопрос о регистрации меджлиса как органа представляющего интересы крымских татар, претендующих на статус коренного народа.

Не следует забывать, но, что правовая система России не предполагает никаких гарантий для процветания национальных элит. Единственной задачей российской власти в этом вопросе является обеспечение возможностей для улучшения жизни народов всех национальностей.

Резюме

На пути интеграции Республики Крым в правовое поле Российской Федерации существуют значительные риски, связанные с отсутствием опыта и традиций российской системы управления. Проблем — масса. Но главная проблема была решена 16 марта, когда по итогам всекрымского референдума полуостров вошёл в состав России. Теперь не осталось ни одной проблемы, которую мы бы не смогли решить общими усилиями Крыма и России.

Юрий АВДЕЕВ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 19 апреля 2014 | Разделы: События
19 апреля 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля